Краткая характеристика деятельности школьного музея МБОУ Болтинская ОШ
Школьный музей в МБОУ Болтинская ОШ был открыт 3.02. 2022 года и занимает 1 классную комнату общей площадью 6х6м, расположенных в здании школы. Руководитель музея Домашенков Николай Александрович – учитель географии. В актив музея входит 7 учащихся школы, которые отвечают за работу музея.
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализация школьников средствами музея, приобщение учащихся к краеведению через знакомство с историей родного края.
Задачи:
1. Воспитывать в сознании ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего края, школы.
2. Способствовать развитию познавательного интереса к истории своей семьи, школы, страны.
3. Пробуждать интерес к музейному делу, воспитывать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии.
4. Прививать чувство патриотизма на примере подвигов своих земляков, тружеников тыла, детей войны, воинов-интернационалистов.
5. Формировать у учащихся ключевые компетенции, составляющие основу дальнейшего успешного образования.
6. Формировать у обучающихся опыт самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности.
В музее имеется материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, окружающего мира, изобразительного искусства. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и проводят уроки в помещении школьного музея.
Имеются соответствующие документы, связанные с развитием музея:
1. Приказ об открытия музея № 214/А от 03.02.2022 года о создании музея.
2. Инвентарная книга основного фонда.
3. Акт приёма предметов на постоянное хранение.
4. Актив школьного музея.
5. Тематико-экспозиционный план.
6. Устав музея.
7. Книга регистрации актов.
8. План работы музея.
9. Журнал учета массовых мероприятий.
10. Книга регистраций и отзывов посетителей.
Учетная карта музея
Название музея: «Родничок».
Профиль музея: историко-краеведческий.
Образовательное учреждение: МБОУ Болтинская ОШ.
Директор ОУ: Савкин Дмитрий Михайлович.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе: Рябова Наталья Ивановна.
Почтовый адрес: 607585, Нижегородская область, Сеченовский район, село Болтинка, ул. Школьная 11, телефон 8-831-934-70-35.
Дата создания музея: 03.02.2022 года.
Материалы музейного фонда распределяются по следующим 5 экспозициям.
Экспозиция №1. «Милый сердцу уголок»
Задачи:
1. Изучение истории образования села и его развития до сегодняшних дней.
2. Изучение географического положения, природных объектов, местоположения населённого пункта.
3. Сбор и сохранения материала об истории села.
4. Воспитание чувства уважения к истории малой родины.
В данной экспозиции находятся следующие экспонаты:
- географическое положение села Болтинка.
- история села Болтинка.
В рамках данного раздела проводится следующая работа:
- поиск документальных материалов и воспоминаний об истории села;
- работа с материалами архивов;
- сбор материалов о жителях села по воспоминаниям;
- поиск информации;
- оформление материалов;
- организация и проведение экскурсий.
Экспозиция №2. «Предметы быта жителей села Болтинка»
Задачи:
1. Изучение истории родного края.
2. Сбор и сохранения материала об истории родного села.
3. Воспитание чувства уважения к традициям, культуре и истории родного края и села.
В данной экспозиции находятся экспонаты, которые объединены в следующие тематические коллекции:
- предметы быта;
- изделия гончарного промысла;
- изделия для ткачества и вышивания;
- строительные инструменты;
- коллекции денежных знаков (бумажных и монет).
В рамках данного раздела проводится следующая работа:
- поиск предметов быта;
- работа по реставрации и объединению по тематике предметов быта.
Экспозиция №3. «Аудиотехника»
Задачи:
1. Обзорное знакомство с радио и теле приёмниками используемыми жителями села в ХХ веке.
В данной экспозиции находятся следующие экспонаты:
- телевизионный приёмник;
- транзистор;
- радиоприёмник;
- проигрыватель и комплект виниловых пластинок;
- магнитофон с кассетами;
- будильник;
- калькулятор.
В рамках данного раздела проводится следующая работа:
- поиск документальных материалов и воспоминаний о применении данной техники в домашнем быту, а также на уроках и внеклассных мероприятиях.
Экспозиция №4 «Одежда и обувь»
Задачи:
1. Обзорное знакомство с одеждой и обувью XIX-XX веков.
В данной экспозиции находятся следующие экспонаты:
- лапти; - туфли; - кепка-фуражка; - вязанные носки; - варежки; - перчатки; - ткацкие принадлежности.
В рамках данного раздела проводится следующая работа:
- пополнение музейных фондов одеждой и обувью.
Экспозиция №5 «Пионерско-комсомольское детство»
Задачи:
1. Изучение истории образования и функционирование в школе пионерской и комсомольской организаций.
2. Сбор пионерских и комсомольских атрибутов, изучение их истории и особенностей использования.
В данной экспозиции находятся экспонаты пионерской атрибутики (горн, барабан, галстук, значки, а также государственные награды и выписки к ним). На стенде представлены фотографии выпускников школы прошлых лет.
В рамках данного раздела проводится следующая работа:
- поиск документальных материалов и воспоминаний об истории пионерии и комсомола.
- пополнение фонда новыми фотографиями выпускников школы.
- записи и воспоминания учителей и выпускников школы.
Основная функция музея - поисковая работа с членами детского актива школы. Собранные материалы постоянно пополняются. Сбор материалов для школьного музея подчиняются учебно-воспитательным задачам, стоящим перед школой, помогают учащимся легче осмысливать историю села.
Экспонаты в школьном музее – это наглядные пособия для уроков. Экспозиции в школьном музее построены так, чтобы удобно было проводить занятия с учащимися.
Основная задача – учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая отработка.
После открытия музея экспозиции продолжают пополняться. На сегодняшний день в музее насчитывается 60 музейных экспонатов, которые постоянно пополняются.
Имеющиеся собранные материалы соответствуют профилю музея. Фондовая работа в школе включает две непрерывно связанные между собой цели: сохранение и пополнение музейного фонда, и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности.
С момента образования музея заведена книга учета экспонатов, в которой заполняются следующие графы:
1. Номер по порядку;
2. Дата записи;
3. Время, источник и способ поступления, номер акта;
4. Наименование и краткое описание предметов;
5. Количество предметов;
6. Материал и техника изготовления;
7. Размер и вес;
8. Сохранность;
9. Примечание.
Записи в книге учета делаются своевременно в момент поступления экспонатов по акту. Условия хранения соответствуют требованиям по организации хранения фондов музея. Экспонаты хранятся в витринах на полках, стеллажах. Соблюдается определенная температура и влажность воздуха. Все экспонаты пронумерованы.
Краеведческая работа показывает историко-культурную ценность простейших вещей, документов, вырабатывает у учеников навыки самостоятельной поисковой работы. Через музейную работу учащимся прививается любовь к профессиям сельской местности. У учащихся развивается бережное отношение к музейным предметам, памятным местам в селе.
Документы
- Приказ об открытии музея
- Устав музея
- План работы музея
- Тематико-экспозиционный план
- Инвентарная книга основного фонда
- Актив школьного музея